20 Сентябрь, 2018

20.09

  • Домой > 
  • Отчеты > 
  • Узбекистан 2014: Путешествие, которого могло бы не быть

Узбекистан 2014: Путешествие, которого могло бы не быть

Добравшись до гор, можно только вспоминать слова Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы…» Некоторые путешествия хороши уже тем, что позволяют понять, насколько интересно будет возвратиться и стоит ли возвращаться вообще. Экспедиция "Узбекистан-2014" стала хорошим примером именно такого случая... (отчет Михаила Рябинина)

Пролог: Расстояние досягаемости

Традиционно наши приключения начались далеко не сразу и до них предстояло мероприятие с названием "доезд". До места встречи с организаторами необходимо было преодолеть больше 2 тысяч километров. Немного спешили из-за позднего выезда, а первую ночевку организовали экспромтом на берегу реки.

Из Москвы вышли на трех автомобилях: Toyota Land Cruiser 105, Toyota Hilux и УАЗ Патриот. Первым шел я на пикапе, за мной в нескольких десятках километров Илья Барсуков на "стопятке". Догонявший нас экипаж Сергея Зуева на Патрике получил координаты стоянки на берегу реки уже де-факто и взял курс на ночевку чисто по-джиперски — прямо.
В итоге, где-то за рекой на горе появились фары УАЗа получившего прозвище «Железяка» на Северном Маршруте, а в рации раздались удивленные восклики: «А где тут брод?». Почему-то Сереге в голову не пришло, что брода тут нет, а заезжать надо было там, где есть нормальный мост. Джиперы, что с них взять…

Когда отправлялись в путь, некоторые скептики делали «лицо пациента стоматолога» по поводу двигавшейся с прицепом стопятки. Их бы на маршрут, чтобы понять, насколько они ошибались в жизнеспособности такого союза.

Пробираясь к место стоянки я впервые увидел, как стопятая в виде «сочлененного кемпера» преодолевает бездорожье и пересеченку. На самом деле это никакой не кемпер, а обыкновенный прицеп, доработанный, отлифтованный и усиленный, с установленной на него палаткой Columbus. Вторая такая же палатка меньшего размера была установлена на багажник РИФ на крыше Тойоты.

Ехать за этим автопоездом было весело — периодически прицеп использовал "режим экономии резины" передвигаясь то на левом, то на правом колесе. Но все препятствия были пройдены без потерь и забегая вперед скажу, что опасения некоторых участников абсолютно не оправдались. Лишь единожды прицеп усугубил ситуацию, когда 105-я отказалась включать блокировку межосевого дифференциала и было решено не лезть в горку к метеостанции.



В поисках второй ночевки на берегу реки недалеко от Астрахани наткнулись на странное местечко, которое оказалось ставшими музеем декорации к фильму "Орда" (POI "Орда": N47 14.238 E47 22.480).

Сильный ветер поднимал пыль на пустынных улицах "города". Идешь по улицам и представляешь себя одним в заброшенном в восточном городке, только местами понимаешь, что все это полная бутафория. Будете проезжать, обязательно заскочите, пока все это великолепие не разрушила природа.

Впереди нас ждал длинный забег до города Бейнеу, где все участники экспедиции "Узбекистан-2014" должны были собраться для общего старта. Кто бы знал, что на этом приключения еще не начинались, а злоключения были уже близки!

Отступление первое: Где жить будем?!

В ходе всего путешествия нашими тремя экипажами были использованы три варианта туристического жилья: палатка туристическая обычная, спальник в салоне автомобиля и палатка на крыше автомобиля (прицепа). В ходе нескольких безумных дней выяснились все плюсы и минусы.

Туристическая палатка — классический вариант. Все хорошо, если не приходится ставить ее выбившись из сил в длинном доезде на ветреном и пыльном плато, где довольно сложно забить в грунт колышки. Плюс необходимость надувной кровати или поиска относительно ровной поверхности. Все таки палатку надо оставлять для средней части России. В ряде случаев приходилось ночевать в наспех организованном для сна салоне пикапа, что серьезно сказывалось на удобстве.

Через взрывы хохота приходилось объяснять Сереге, что по азимуту хорошо ездить в тундре на снегоходе, а еще летать на самолете, но в нашей жизни по прямой не всегда лучший способ добраться до точки.

Спать на "спальнике" в салоне на ровной поверхности удобно и комфортно, если бы только не перекладывать постоянно вещи на улицу и передние сиденья. В большом путешествии не получится сделать так, чтобы все уместилось в ниши и кофр на крыше.

Для путешествия пришлось запастись не только провизией, вещами и снаряжением, но и большим количеством воды и топлива. В запасе у экипажей было в общей сложности по 50-70 литров солярки и столько же питьевой воды.

Самым живучим и удобным способом проживания оказалась палатка на крыше. Видимо неспроста европейцы предпочитают именно этот вид. Естественно, что такой вариант подходит для путешествий в теплое время года, а для остального по-видимому лучше оставить спальник в салоне авто.

Еще одним вариантом может стать организованный спальник в пикапе. Наличие кузова облегчает складирование скарба и не вызывает необходимость его перекладывания с места на место, но спать в тесной кабине пикапа не самое лучшее решение. В идеале – салон для зимы и палатка на крыше для лета.

Часть 1. Казахстан. Страна дешевого топлива

Организаторы дали "жесткую" установку заливаться под завязку только в Казахстане. Еще бы! Стоимость литра российской солярки в соседней стране колеблется от 22 до 26 рублей, что на треть дешевле чем на родине. Спросить бы наше "демократическое", с чего такая нелюбовь к согражданам.

Перегон скота по асфальту через перевалы для Киргизии - обычное дело. На одном перевале приходилось пробиваться через мычащие и блеющие стада по 2-3 раза.

Добравшись до Бейнеу почувствовали бессильную ненависть к пограничникам Узбекистана — очередь на пересечение границы растянулась на пару километров и при самом лучшем раскладе в день проходило не более 30 машин. Впереди маячила перспектива простоять около трех-четырех суток в начавшейся пыльной буре. Такое отношение убило все настроение и недавняя стоянка перед литовской границей в течение 12 часов показались детским лепетом против грома 120-мм гаубиц.

Руководитель экспедиции Женя Шаталов собирает участников для обсуждения вариантов дальнейших действий. План "Б" предполагает объезд Аральского моря до Шымкента и заход в Узбекистан с другой стороны. Это формат ралли-рейда и потерянные трое суток, ровно столько же, сколько возможно предстояло простоять на границе. Решились на забег бешеных повозок и 15 экипажей попылили по степным грунтовкам в сторону первой ночевки. Это был единственный раз, когда все экипажи двигались совместно. В дальнейшем получив "утренние" координаты экипажи уходили устоявшимися группами.

Своеобразные и удивительные кладбища можно найти в Казахстане в самых непредсказуемых местах – около населенных пунктов и просто в степи, далеко от цивилизации.
Хотелось увидеть Аральское море, но до совсем неблизкого бивуака надо было вовремя. Как же хочется задержаться, погулять, поснимать. Понимаешь, что на ближайшее время планов вернуться сюда нет и придется доставать воспоминания из головы и нескольких сделанных на лету кадров. В противном случае грозило серьезное отставание от основной группы.
В определенный момент я уже был готов сказать: "Хватит! Я приехал фотографировать, впитывать атмосферу, чтобы потом рассказать все от первого лица, а не гнаться за пером жар-птицы". Остановившись уже где-то недалеко от Шымкента в гостинице, так и не догнав в этот вечер основную группу, я принял решение: "Кац предлагает сдаться". Точнее не сдаться, а отправиться дальше в самостоятельный рейд по Киргизии, а не играть в догонялки.

Коллективным разумом решили пережить еще денек, а там уже смотреть, что будет дальше. Всем было понятно, что маршрут к которому мы готовились и который ждали летит к черту и мы уже несколько дней попросту потеряли…

Отступление второе: Автомобили

Готовить автомобиль к таким поездкам не кидать шмурдяк для выезда на речку за город. Одного только запасного масла у меня лежало 15 литров (3 канистры), плюс несколько фильтров и различных расходников. Маршрут большой и в Узбекистане пришлось менять масло где и выяснилось, что у местных нет съемников достаточного размера. В Москве съемник стоит копейки, а там пришлось поломать голову. В следующий раз надо будет учесть.

Тойоты в пути вопросов не задавали, если не считать предсказуемого недостатка тяги в высокогорьях у атмосферного двигателя Хайлюкса. УАЗ в районе Байконура начал капризничать и греться на высоких скоростях. Видимо в Байконуре не только ракеты перестают хорошо работать и теряют спутники, но и УАЗы дают сбои. Найти причину не смогли и через какое-то время Патрик снова нормально ехал и держал температуру в норме.

Долой гламур! На автомобилях и внутри них за перегон в объезд Аральского моря скопилось столько пыли, что хватило бы на детскую песочницу в далекой и холодной России.
С соляркой не повезло два раза — первый пришелся на долю УАЗа, когда Сергей заправился где-то на подъезде к Бейнеу и получил постоянно моргающий сигнал «check engine». Второй раз «повезло» все на заправке Газпромнефть в Киргизии. После пополнения запаса горючей жидкости автомобили дымили и упирались как ослики в горку.

Для себя принял решение, что для дополнительной безопасности необходимо продублировать габариты и стоп-сигналы где-то наверху автомобиля. При движении в пыли приходилось часто высматривать габариты и стопы идущих впереди, а на пыльных дорожных объездах периодически возникала опасность от летчиков за спиной. Пару раз даже включал задний рабочий свет, чтобы "остудить" приближающееся НЛО.

Спешим добраться до точки засветло, но головному экипажу было дано жесткое указание: «увидишь верблюда – тормози, будем фотографироваться».

Что касается подготовки автомобиля, то экспедиция "Узбекистан-2014" в очередной раз подтвердила, что при желании можно ехать во многие места просто на хорошем внедорожнике. В составе колонны были Land Cruiser 100 и Land Cruiser Prado почти в полном стоке, но это не помешало им пройти все, включая точку "Метеостанция".

Часть 2. Узбекистан. Работа не волк...

Что главное на жарком Востоке? Не торопиться! Именно по такому принципу работают пограничники и таможенники Узбекистана. В Бейнеу они откровенно забивают на желающих проехать, а в районе Шымкента просто не спешат работать днем. Только ночью возникает некоторое движение и автомобили начинают проходить границу чуть быстрее. В любом случае пришлось простоять весь вечер и всю ночь.

Нас пугали тем, что узбекские таможенники выворачивают весь багаж. Так и случилось — нескольким экипажам пришлось выложить весь шмурдяк, но на 6-7 раз погранцам надоело перебирать покрытые вековой пылью степей вещи и ящики. Темп осмотра не увеличился, но благодаря меньшей глубине осмотра проход границы ускорился.

Формат нашего путешествия подразумевал следование по точкам, которые организаторы передавали участникам утром. Часть точек представляли собой линейные ориентиры для движения, а часть являлась интересными объектами, что следовало из легенды.

Припарковать на узкой улице Самарканда 15 боевых автомобилей задача не из легких, но маленькое количество транспорта у местных позволило использовать для этих целей улицу.
Первый «боевой» забег у нас получился только в Самарканде, где почти все точки определяли главные достопримечательности города. Местные жители пребывали в культурном шоке, когда среди маленьких автомобилей Деу и Шевролет местного производства по улицам шныряли обклеенные, покрытые пылью и экспедиционным снаряжением внедорожники в поисках очередной POI.

Уже в Самарканде стало понятно, что смотреть в Узбекистане надо именно города. В остальном, большая часть страны покрыта неинтересными сельскохозяйственными угодиями. А вот города представляют истинный интерес для туриста, как и люди – открытые, доброжелательные, гостеприимные. Контраст с таможней не просто разителен, а неописуем.

По крайней мере в Самарканде мы смогли нормально выспаться. Это было наградой за предыдущие полусонные ночи и безумные прохваты по пыльным дорожкам. Запланированное посещение Хивы было отменено благодаря невозможности пересечь границу в Бейнеу и последовавшего за ней доезда. Жаль. Хива – один из интереснейших городов Узбекистана, важнейшая точка Шелкового Пути и мы оказались не у дел. Оставалось надеяться, что Бухара подарит столько эмоций, что хватит на всех. Так и случилось.

На Бухару организаторы запланировали две ночевки, чтобы подарить целый день в прогулке по городу. Все точки были рассчитаны на пешую доступность и многие участники бросили автомобили в гостинице. Кстати, стоимость такси от гостиницы до центра города или рынка составляла в пересчете на российские деньги 60-70 рублей. В Бухаре неплохо обстоит дело с бензином, но вот поиски солярки могут доставить некоторые неудобства.

Город красив и самобытен. Гулять по улочкам одно удовольствие, а ароматы специй разносятся по улицам с рынка или многочисленных кафе, где подают чай из трав и восточные сладости. Ужинали участники все вместе под национальные мотивы приглашенных музыкантов и танцовщицы.

Узбекские автоинспекторы отличаются особой прилежностью. Каждый раз проезжая мимо постов наши автомобили останавливали и по команде некоего человека в штатском переписывали в школьную тетрадку. Так же поступали и редкие полицейские подъезжающие на частных автомобилях, с той же прилежностью переписывающие автомобили и маршрут следования. Смысл всего этого не особо понятен — полицейские выполняли инструкцию регистрировать передвижения всех иностранцев. Кто потом будет изучать эти тетрадные записи также непонятно.

Из Бухары ушли обратно в Самарканд, где для нас был забронирован приятный маленький отель на тихой улочке. Ватага вездеходов не поместилась во дворе отеля и пришлось распарковываться на узкой улочке. Прохожие и местные жители с интересом рассматривали автомобили участников и не упускали возможность сфотографироваться с ними.

Только после Ангрена мы добрались наконец до гор, что было конечной целью нашего путешествия по Узбекистану. Точка базового лагеря была на искусственном плато, построенном над уведенной в трубы рекой. Все эти манипуляции были сделаны еще во времена СССР, когда недалеко отсюда добывали в шахтах уран. Всех интересовал только один вопрос, где достать счетчик Гейгера.

На подъеме к точке "Метеостанция" УАЗик снова начал напоминать ослика — отказывался ехать в горку и пару раз даже заглох, но на вершину поднялся. Причиной заглохшего двигателя стало перетекание топлива в один угол бака при продолжительном движении под углом. Заборник просто переставал доставать до уровня топлива. Стоит учитывать эту особенность УАЗа и отправляться в горы только при полном основном баке.

На самом деле это не водопад, а уведенная в трубы горная река, которая помешала инфраструктуре урановых рудников. В итоге получилась рукотворная достопримечательность.

Метеостанция оказалась не заброшенной, на ней работают люди, ходят вниз пешком за продуктами, ведут замеры, передают информацию, но все это больше похоже на забытую исследовательскую станцию. От инфраструктуры рудника почти ничего не осталось, то ли природа постаралась, то ли уходя рабочие разрушили все, что можно, а местные потом помогли доломать.

Отступление третье: снаряжение

С собой брали все, начиная маленькими складными табуретками и заканчивая фирменным гамаком от Jeep. В итоге ни гамак, ни тент-навес Telawei так и не были развернуты.
Самым востребованным как всегда оказался стол. Проектируя кузов пикапа буду продумывать место его крепления для оперативного доставания, как и маленьких складных табуретов – самых ходовых сидетельных принадлежностей.

Дальше следовала вода. Отправляясь на дальняк решил не рисковать и затариться водой побольше. Купил две 30-литровые канистры noname на рынке. Результат — обе канистры протекали через крышку, а одна и вовсе потеряла прокладку. Лучше бы взял старую проверенную в боях канистру и несколько отдельных баклажек. Была еще «плоская» двадцатка, которая показала себя на высоком уровне. Аналогичные канистры лежали и в багаже 105-ки, причем одна постоянно контактировала с металическими сенд-траками, но выдержала такое соседство с честью и достоинством.

В этот раз на лету приобрел две 20-литровые канистры «Mechanical Brothers», которые оказались полным хламом. Одна потекла через крышку сразу. Вторая через несколько сотен километров по буеракам. Обе в помойку и никому не порекомендую даже близко подходить к продукции этого бренда.

В раскрытом положении 105-й Кукурузер больше походил на ископаемого динозавра, чем на автомобиль с прицепом.

Очень пригодился большой и почти герметичный пенопластовый ящик-холодильник, в котором продается набор диеты одной известной персоны. Диету съел наш друг, а ящик с хладогенератором очень пригодился для хранения и перевозки сухофруктов.

Упаковывал багаж как мог. Ящики проклеивал скотчем, аккуратно укладывал в кузов, а сверху накрывал плащ-палаткой. Немного от пыли это спасло, но всепроникающая все равно оказалась всюду, даже внутри задних фонарей. Чего уж говорить о салоне автомобиля.

Что касается езды по бездорожью, то ничем багаж не связывал, просто плотно упаковал относительно друг друга и даже после трамплинов все осталось на своих местах. Для хранения использовал пластиковые ящики "Почта России" с защелками. Даже не замотанные скотчем они ни разу не открылись на ходу. Хоть в чем-то почта оказалась на высоте.

Часть 3. Кыргызстан. Горы, снег и друзья

Надо отдать должное пограничникам на погранпереходе Учкурган. Это было совсем не похоже на узбекских людей в погонах, когда нас максимально оперативно выпустили из страны не создавая лишних проблем. На другой стороне нас встречал известный в кругу путешественников персонаж – Сан-Саныч Трушников.

Проснуться утром, вылезти из палатки и лицезреть красоту гор – бесценно. Это не сможет понять только законченый циник, привыкший к виду из окна бетонного небоскреба. Остальным пояснений не надо…

В силу потерянного из-за узбекских пограничников времени, на Кыргызстан у нас осталось его совсем немного. Забегая вперед можно сказать, что именно Кыргызстан подарил нам самые положительные эмоции. Здесь можно вообще не заезжать в города и путешествовать по красивейшим горным пейзажам. Надо обязательно сюда вернуться!

Пока же, подпитываемые первыми впечатлениями и желанием изучить Киргизию в будущем более подробно, мы ночуем на высоком берегу реки, достаем из оврага собаку с помощью лебедки и утыкаемся в закрытый лавиной перевал. Что-то подобное мы уже проходили на Трансфэгерашском шоссе и вот случай повторился один в один. Работающие на расчистке перевала трактористы сообщили, что раньше чем через три недели снег не уберут и ждать нам нечего. Возвращаемся и снова объезд.

Весна в горах самое благоприятное время – вокруг цветет все, что только может цвести, а реки еще полны воды.

Впереди почти 4 тысячи верст до дома, а сроки поджимают. Остаться и продолжить следование за основной группой мы уже не можем и принимаем решение уходить в сторону России. Остается только пройти очередную границу на которой нас ждала конкретная засада. То чего мы ждали только от узбекских таможенников, но они это делать не стали — разгружать и досматривать абсолютно все вещи, сделали, к нашему большому удивлению, казахские.

Пришлось выкладывать все и загонять автомобили на рентген. Таможенники извинялись и рассказывали, что Киргизия не надежная страна и трафик наркоты оттуда идет полным ходом. В итоге, по часу на каждый автомобиль и это еще без придирок. Это сильно расстраивает и серьезно усложняет возможность и желание путешествовать по Кыргызстану на автомобиле, а без автомобиля там будет нечего делать.

Кто-то не сможет поверить, но переночевать с таким «видом из окна» можно в нескольких стах метрах от автомагистрали. Стоит только чуть-чуть забраться вверх.
Эпилог. Все хорошо, что хорошо...

Путешествие закончено тогда, когда очищено от пыли и грязи и упаковано на хранение последнее снаряжение, отмыт автомобиль, описаны все приключения и обработаны фотографии. Сдается мне, что я буду напоминать вам об экспедиции "Узбекистан-2014" еще очень долго. По крайней мере рассказами об устранениях выявленных косяков и реализации мыслей об улучшении "бытовухи".

Если быть предельно честным, то воскликнуть WOW я не могу и от экспедиции остались двоякие впечатления. Организаторы виноваты в этом лишь отчасти — безумно не хватило киргизской части путешествия, так как воткнулись в закрытый перевал и пришлось возвращаться тем-же маршрутом. Возможно надо было придумать другой заезд, ведь такие перевалы в начале мая в 90% случаев закрыты, это проверено уже не единожды. Более того, в Кыргызстане нас ждал местный проводник и уж кто-кто, а он должен был знать это или заранее провести разведку на местности. Но, что есть, то есть.

Первый перевал взят. Дальше долгий спуск до начала следующего перевала. Максимальная высота подъема достигала почти 3,4 тыс. метров.

В остальном основная вина на обстоятельствах и нерадивых таможенниках со стороны Узбекистана на переходе в районе Бейнеу. Благодаря этим товарищам мы получили сорвавшийся график и реализованный формат ралли-рейда по степи. На ралли мы не рассчитывали, так как предпочитаем немного больше времени на личное удовольствие, общение и фотосъемку.
Как итог, ехать ли в Узбекистан? Ехать, но на самолете и если очень захочется, то взять на месте автомобиль. Ехать на своем авто туда полное безумие и скукота. Интересны по-большей мере города, но не перегоны между ними.

Другой вопрос Кыргызстан — здесь все здорово и понять это можно только имея хороший полноприводный автомобиль. Правда придется смириться с таможенным контролем, который нацелен на поиск наркокурьеров, но все это делается не со злым умыслом, хоть и занимает много времени.

Что полезно знать?

АЗС

Стоимость топлива самая низкая в Казахстане (22-26 рублей за литр), а самая высокая в Узбекистане (до 40 рублей за литр). В Кыргызстане стоимость литра солярки примерно равна цене топлива в России. Официальная цена в Узбекистане также примерно равна цене топлива в России, но на большинстве заправок солярки нет в наличие и предлагается возможность заправиться только из канистр по договорной цене.

Все заправки работают только с местной валютой. Когда возникла необходимость дозаправки в Узбекистане за доллары (рубли здесь вообще не в почете), то с заправщиком пришлось договариваться и в итоге удалось заправиться по цене 1 доллар США за литр солярки. При этом заправка была оснащена старыми советскими колонками со стрелочным указателем. Лучше избегать таких заправок и пользоваться более современными АЗС, гарантии, что вам залили нужное количество топлива нет никакой.

Иногда не хочется возвращаться домой, а если представить, что впереди несколько тысяч пыльных равнин, то возникает желание остаться в горах навсегда.

На перегоне Актобе - Кызыл-Орда заправок и мест общественного питания почти нет. Если не устроит пара кафе на основной трассе, то придется сворачивать в сторону городов и крупных населенных пунктов, в частности г. Байконур или Айтеке Би. Лучше позаботиться о топливе заранее и не упускать возможности пополнить его запасы. В Бейнеу с заправками проще, но солярки может не быть.

Дороги

В Кыргызстане и Узбекистане дороги неплохие. Местами создается впечатление, что они сохранились в таком состоянии еще со времен СССР с соответствующими сроку службы выбоинами и колеями. В Казахстане трасса М32 в большей части относительно идеальный «автобан».

В местах строительства новой магистрали казахи особенно не задумываются об организации движения и делают простые объезды по грунтовке или засыпанной щебнем дороге. Местами объезды представляют проблему для транспорта с маленьким дорожным просветом и не редки случаи с застрявшими фурами. При этом двигаться по объездам приходится в клубах пыли практически при нулевой видимости.

Так выглядела очередь на погранпереходе в Бейнеу. Альфред наш Хичкок «отдыхает».

Самые большие ремонтные работы осуществляются в районе города Кызыл-Орда, там перманентные объезды затянулись на расстояние до 40 километров. Частично ремонты можно объехать по дороге Р33 «Кызыл-Орда — А. Аксай». Со стороны Кызыл-Орды присутствует информационная табличка о запрете транзитного движения, но мы легко преодолели весь маршрут. Получилось дольше, но без пыли объездов. Второй небольшой участок с объездами находится в районе Актюбинска (Актобе). Сроки окончания строительства неизвестны, но будем надеяться, что через год эти сведения окончательно устареют.

Движение

Сложнее всего приходится передвигаться по территории Узбекистана из-за постоянной необходимости регистрироваться на всех крупных постах. Однако полицейские не пытаются докопаться и найти причину для штрафа.

Скорость движения в Узбекистане ограничена 70 км/ч между населенными пунктами, а на разделенных бетонным ограждением дорогах 100 км/ч, но не везде. Алгоритм определения скоростных зон мы так окончательно и не поняли. В населенных пунктах скорость движения варьируется от 60 до 30 км/ч. Превышение карается прогрессирующими штрафами — каждое следующее нарушение увеличивает размер штрафа.

Бесят таксисты в России? Таксисты в Узбекистане могут позволить себе просто встать посреди оживленной магистрали. Чем ближе к клиенту, тем больше шансов на успех.

В Узбекистане ездят достаточно криво – включать поворотник не модно, а влезть на сужении считается нормальным делом. У нас случилось ДТП с влезающим «умником» прямо перед постом полиции. Водителя Нексии на месте признали виновным и выписали штраф.

В Кыргызстане движение не намного лучше. По некоторым данным купить права стоит очень дешево и много водителей не имеют достаточных знаний о правилах дорожного движения. Поэтому стоит быть предельно внимательным.

Скорость движения вне населенных пунктов 80 км/ч, в населенных 60 км/ч. Полиция за небольшое превышение обязательно остановит, но в большинстве случаев иностранцев штрафовать не будет. За все время пришлось зарегистрироваться только на одном посту дорожной полиции.

Самую большую сложность при движении в темное время суток представляют велосипедисты, пешеходы и домашний скот на проезжей части. В связи с этим большинство встречных автомобилей двигаются с включенным дальним светом и очень неохотно переключают его на ближний, а иногда не переключают и вовсе.

В Казахстане дорожная полиция откровенно пытается развести на «штраф» по любому поводу, от превышения до отсутствия доверенности или талона техосмотра. Рассказ об отмене доверенностей и талонов ТО в России действует слабо и прокатывает лишь в части случаев.

Климат позволяет сохраниться таким раритетам без особых усилий со стороны владельца. Юрий Деточкин наверняка бы тут не остался без дела.

Один из экипажей мариновали в течение часа. За превышение скоростного режима следует «штраф на месте» в районе 200-300 рублей, но попадаться на радар можно постоянно. Местами патрули стояли на дорогах в полукилометре друг от друга.

Шымкентский район даже у местных славится своими «гайцами». Именно в районе Шымкента мы постоянно попадали на попытку развода дорожной полицией на предмет превышения скорости, а один раз на предмет отсутствия доверенности и талона ТО. Причем инспектор показывал фотографию талона ТО 89-го региона от 2013 года.

В Казахстане и Узбекистане автомобиль должен быть застрахован по аналогу ОСАГО. Стоимость страховки зависит от времени пребывания на территории. Так за 15-дневную страховку по Казахстану мы заплатили 900 рублей, а за недельную страховку на Узбекистан что-то около 250 рублей.

Перед путешествием по странам Средней Азии лучше заранее оформить нотариальную доверенность (простая письменная не прокатит) и взять с собой диагностическую карту. Инспекторы знают о ней и ее наличие существенно снижает количество поводов придраться.

Увидеть тысячи осликов и не сделать обязательный портретный кадр, значит потратить все время впустую.

Граница

Сложнее всего на границе с Узбекистаном. Если вам посчастливилось добраться до погранзоны, впереди предстоит осмотр и оформление декларации на ввозимые ценности, валюту и товары. По опыту лучше вписать в декларацию все, что у вас есть, особенно деньги, украшения и электронные приборы (фотоаппараты, навигаторы, радиостанции). Указывать стоимость ввозимых товаров стоит только тех, что провозятся в заводской упаковке, в новом состоянии. Все остальное записывается без указания стоимости. По закону ввозить в Узбекистан новых товаров в заводской упаковке можно только на сумму 1000 долларов США.

Декларацию с отметкой таможни лучше не терять – она понадобится на выезде, где придется заполнить аналогичную декларацию на вывоз, переписав все заново. В случае, если у вас окажутся незадекларированные денежные средства или еще что-то, это грозит штрафом и конфискацией.

Проживая в гостиницах Узбекистана не забывайте получить бумажки с регистрацией. Эти клочки бумаги позволят вам избежать проблем на границе и объяснить пограничникам где вы были в стране.

Пограничный и таможенный контроль в Кыргызстане самый простой. Обычная процедура паспортного контроля и таможенного досмотра, причем досмотр в большинстве случаев поверхностный или с просьбой выборочно предъявить багаж к осмотру.

Въезжая в Казахстан не забудьте заполнить миграционную карточку и сохраняйте ее до выезда из страны. Причем, если вы не намереваетесь ехать дальше в Узбекистан, то в Казахстан и Кыргызстан можно въехать по российскому паспорту. Въезжая по загранпаспорту не забудьте, что на пограничном контроле вам должны поставить штампы о въезде и выезде.

Во всех странах категорически запрещен ввоз любых форм оружия от огнестрельного до газовых баллончиков и электрошокеров. Плюс в Узбекистане под запрет попадают все кодеиносодержащие лекарственные средства и различные фото и видеоматериалы для взрослых. Естественно, что с наркотиками идет война полным ходом и лучше не играть с законом. Со ввозом и вывозом из стран алкоголя и топлива проблем нет, хотя официально можно провозить не более 40 литров топлива.

В Узбекистане можно почувствовать себя миллионером, отваливая за ужин добрую кипу денежных знаков.

Валюта

Перед тем как отправиться в одну из стран Средней Азии уточните официальный курс местной валюты по отношению к рублям и доллару. На границе вам предложат не самый выгодный курс обмена, но зная официальный с местными бизнесменами можно торговаться и обменять валюту более выгодно. Валюту можно поменять и в некоторых приграничных кафе.
В Казахстане и Узбекистане за многие товары и услуги можно расплатиться рублями или долларами по договорному курсу.

В Кыргызстане с этим дело обстоит сложнее и лучше позаботиться о местной валюте, в частности на заправке вас не заправят ни за какие деньги кроме местной валюты или банковской карты (при наличии такой опции).

Не спешите легко расставаться с деньгами, уточните цену в рублях и долларах. Так за доллары можен оказаться покупка дешевле на 15-20%, проверено на личном опыте, когда за бутылку вина просили 450 российских рублей или 10 долларов США. Разница очевидна. Ну и торгуйтесь, это же Восток…