RED Off-road Expedition: Пустыни мира: Карын-Жарык

Спортивно-туристическая экспедиция

RED Off-road Expedition: Пустыни мира: Карын-Жарык

21-28 декабря 2018

Каждую зиму, в декабре, мы отправляемся в традиционную спортивно-туристическую экспедицию по зимним пустыням Казахстана. На этот раз нас ждал Карын-Жарык - "разорванное чрево", "адская яма", одна из глубочайших впадин Казахстана. 

Зимняя спортивно-туристическая экспедиция из серии 'Пустыни мира' мощно стартовала и красиво финишировала — в самом конце 2018 года. Нашей целью был Карын-Жарык, впадина-сор с тремя гигантскими невероятными батырами на нем, на границе с Туркменией, на территории заповедника Устюрт, и малоизвестная пещера Балаюк; а также урочище Бозжира и сор Тузбаир — красивейшие точки Мангистау.
Этот маршрут был заявлен как спортивный категорийный.

В ходе экспедиции мы испытывали новый автомобиль УАЗ Патриот модификации 2019 года — впервые в реальной экспедиции, в боевых условиях, на разных типах грунтов. Мы провели сравнительные тесты этого автомобиля с предыдущей модификацией УАЗ Патриот, с автомобилем Toyota Landcruiser Prado 95 и Toyota Fortuner, и собрали впечатления владельцев других автомобилей от управления обновленным УАЗом.Этот проект состоялся благодаря нашему новому партнёру — компании Шинсити. Мы благодарим ребят за поддержку, а также за участие в нашем проекте — мы были рады видеть эту мощную команду в рядах нашей экспедиции.

Приключения в нашем зимнем проекте 'Пустыни Мира: Карынжарык' начались ещё на доезде. Жестокий гололёд на протяжении 600 км между Уральском и Атырау привёл к сходу одного из автомобилей с трассы. УАЗ Патриот под управлением опытного водителя красиво ушёл в кювет во избежание дтп на ледяной дороге. Не менее красиво вернулся, и мы продолжили движение.

Экспедиция стартовала в Бейнеу 21 декабря. Стартовали строго по графику, что позволило нам заскочить на внеплановую потрясающую обзорную точку за Шетпе, с видом на каньоны Айракты. Дорога к обзорной точке проходит через свалку с бродячими верблюдами, тем выраженее контраст, когда группа выходит на точку!

В этот же день успели провести и первую увлекательную внедорожную школу на Шеркале, потрясающей горе-льве.

В Жанаозене, в администрации государственного природного заповденика Устюрт, забрали подготовленные для нас пропуска в заповедную пограничную зону, где расположены Карын-Жарые и пещера Балаюк.

Первая ночевка прошла в песках над посёлком Сенека. В основном, в палатках, несмотря на минусовую температуру. Гордимся нашими участниками — а среди них был и ребёнок, Андрей Зорин, 7 лет :-)

Тем временем, УАЗ Патриот 2019 оказался в настоящих боевых условиях. Мы уже прошли ледяной доезд, степные грунтовки, а первым утром ушли вглубь песков. Пески Туйесу идеальны и для проведения школы езды по пескам: барханы незакрепленные, двигаться по ним интересно. Тест нового УАЗа в барханах порадовал: отличный двигатель, тяговитый, хватает на заезды на острые барханы, хватает, чтобы порезвиться в песках по-настоящему. Еще на доезде отметили преимущества нового двигателя на обгонах и при движении в гору. Также порадовала и управляемость — более острый руль, более комфортный, позволяющий не уставать за рулем на трассе. УАЗ Патриот 2019 стал более комфортным при прохождении неровностей дороги — за счет двухлистовой рессоры, и это заметно. В общем, на первый взгляд, по результатам двух дней, эта модель Патриота значительно интереснее, чем предыдущая, 2018 года, которую мы тут обкатывали два года назад.

А зимняя пустыня, как всегда, удивляет невероятными контрастами: желтый песок барханов и белый иней на саксауле, странное, но красивое сочетание.

Пока меняли разбортованное колесо у Toyota Fortuner, пообщались с местными: оказывается, под этой пустыней есть огромное озеро, размеры которого не меняются уже десятки лет. Удивительно. Кстати: при ремонте авто протестировали плоскую канистру российского производства на предмет использования ее как площадку под хайджек. Не сработало: пошла трещина, потекло топливо. И защитная труба на переднем бампере оказалась, кажется, просто красивой игрушкой: при попытке поднять машину хайджеком, бампер предательски затрещал.

День песков — самый веселый, мы провели тут больше половины дня. Заезды и спуски на крутые барханы, строго перпендикулярно склону; стравленные до 0,8-1,0 атмосферы колеса, подъемы на правильной передаче, но с предельной осторожностью, так как вершиной может быть обрыв — в том числе и этому мы обучили участников в этой красивой зимней пустыне.

Далее планировалась ночёвка на Карын-Жарыке, но у нас произошел сбой графика из-за поломки одного из автомобилей: Амарок участника пробил одно за другим три колеса, пришлось открыть мобильную шиномонтажку в степи: прогон в соседнюю деревню в ночи за камерой, вышивание крестиком на порезанной шине, повреждение камеры — был оторван сосок, и еще одна поездка в аул, за камерой и для срезки болтов на неподходящей запаске. В общем, полный цикл приключенческих ремонтов — в комфортных, заметим, условиях: световая установка "Свеча" от НПП Арена отработала на все сто, очень рекомендуем этот аппарат. А время, тем временем, потеряно, лагерь разбили прямо на дороге. День приключений завершился вкуснейшим лагманом: один из участников, Денис Палицын из Екатеринбурга, приготовил и привез домашнюю лапшу, а экипаж ЛенЗдравКлоуна — из Москвы и Санкт-Петербурга — успел в Шетпе запастить нежнейшей верблюжатиной. Лагман из верблюда, в степи, в ночи, на краю мира, в потрясающей компании, — то, ради чего стоило поехать в холодные степи под самый Новый Год (-:

Утром ушли на Карын-Жарык, через одноименные закреплённые пески. Очень красивая пустыня, настоящая саванна, с зайцами, бросающимися под колеса; с мигрирующими стадами парнокопытных типа архаров; и даже рысь перебежала нам дорогу. Догнать ее мы не смогли, но это наверно и хорошо — такой же экземпляр неделей ранее напал на егерей заповедника.

Отметились у пограничников и егерей — в заповедник Устюрт иначе не пройти. По пути обсудили радикальное феминистическое движение, чей представитель ехал с нами. Руководитель проекта был технично завербован в ряды РадФем :-) Равные права мужчин и женщин как при готовке, так и при ремонте авто в зимней степи — это прекрасно!

А потом нам открылся Карын-Жарык. Это — чудо, это — бомба, это просто ураган. Гигантский сор с гигантскими горами-батырами на нем. Мы ниже уровня моря, но — над горами. Невероятная картина — горы, растущие из белоснежного солончака. Подъехать к батырам, к сожалению, не получилось — солончак не промерз. Но даже серая пасмурная погода не испортила впечатления. Снега не было совсем, температура доходила до +9 градусов, но, тут, как и везде в Казахстане, жестокий холодный ветер.

А в пещере Балаюк, на следующей нашей точке, группа устроила рождествеские купания (-: глубина 120 метров, температура воды около 12 градусов, воздуха — +10. В голубом подземном озере, где зимовала черепаха, искупались почти все! Повторимся, состав нашей экспедиции — экстраординарный. Эти люди способны на все (-:

Ночными степями ушли на Бозжиру, где случился Рождественский бивак с ёлкой из борщевика в подставке из запаски; настоящий клоун-заяц; и рождественский ужин с рагу из сбитого зайца (реанимировать не удалось) и финской ухи (с лососем из солончака (-; ).

Утром осмотрели окрестности с клыков Бозжиры — в этот раз тут нет снега, нет снежных лавин, нет льда. Это Космос. Космический полигон. Другая планета. Холодная Аризона. Не похоже ни на что. Мы спускались с края чинка — на дно урочища — и возвращались обратно. То, что выглядит таким близким, требует десятки километров объезда, и каждый новый вид — впечатляет до дрожи.

В Бекет Ата, святом для казахов месте, встретили местного известнейшего путешественника, много сделавшего для развития туризма в этом регионе, — Игоря Казака. Получили информацию, что даже его трактор не вытащит нас с восточного Тузбаира, через который мы собирались пройти к месту следующей ночёвки. Зашли с запада и встали лагерем под горой Тузбаир. Вода стоит, но сухое место под бивак нашлось.

Утром разыгрался жёсткий туман, выходить на обзорные точки смысла не было. Было принято решение уходить на Бейнеу. Видимость метров 10, мобильной связи нет, топливо подошло к концу, хорошее начало для страшной зимней истории, но мы выжили и красиво ее закончили под предновогодние байки в суровом тумане :-)

На перегонах по степи, на обратном доезде, тесты автомобиля УАЗ Патриот продолжились. Впечатления наших участников от автомобиля мы покажем и в нашем фильме, но и выводы сделаем уже сейчас: машина куда более приспособлена к таким условиям, чем Toyota Fortuner, например, цепляющая защитой все неровности, и с подвеской, которая не очень удачно отрабатывает сложный рельеф степных дорог.

Подвеска УАЗ Патриот 2019 — и раньше была идеальна для степных грунтовок, держит дорогу отлично, приятнее, чем тот же Prado или Fortuner, которому под такие поверхности надо дорабатывать подвеску. Сейчас подвеска стала мягче. Из отзывов участника Дениса Палицына, владельца Патриота предыдущей модификации: “УАЗ приятно едет по гребенке. Обратная сторона мягкости – машина сильно проседает при экспедиционной загрузке (топливо, снаряжение, продукты). Если на своем Патриоте я сразу поменял амортизаторы, а потом ещё раз в поиске комфортной для себя подвески, то тут нет желания переделать все сразу. Большинству покупателей этого будет достаточно, а такие как я что сейчас на новой машине, что раньше будут допиливать подвеску под свои задачи.” Абсолютно согласны с этими выводами. Было ощущение, что облегченная рессора быстрее просядет, но, по наблюдениям, особой разницы с трехлистовой рессорой нет. Для экспедиционника однозначно требуется ставить усиленные рессоры.

УАЗ великолепно проходит повороты, в том числе скользкие, да и вообще на скользкой дороге ведет себя идеально. Несколько сотен гололеда на доезде это показали. По словам владельца УАЗ Патриот предыдущей модели, Ивана Зиновьева, “в рулевом управлении ощущается появление демпфера, и изменение рулевой трапеции, однозначно рулится легче”.

Более острый и точный руль несколько смутил владельца предыдущей модели УАЗ Патриот, где требовались небольшие подруливания: “Вот тут одни эмоции. Руль очень острый, я просто в шоке, минимальный нулевой люфт. Я с непривычки не смог ехать прямо. Я даже готов сказать, что руль стал острый (в рамках мостовой машины) Хочу заменить, что на моей машине завален кастор на +8 и бронзовые шкворни, люфтов нет, все исправно. ”

Также заметны изменения в кулисе — переключение передач стало таким же, как на обычном легковом автомобиле, легче и приятнее. То есть, уровень комфортна при управлении опять же вырос.

Увеличенную мощность отметили все: разгон теперь быстрее, что улучшает уровень безопасности например при обгонах; подъемы даются легче. Повторим, при езде в барханах эта разница оказалась очень ощутимой и приятно радующей. При этом, расход топлива у автомобиля не только не вырос, но и, кажется, стал меньше — мы проводили сравнения между автомобилями предыдущей и новой модификаций, при их одинаковой загрузке.

О наболевшем: демпфер на степных убитых грунтовках и в песках не оторвали :-)

Осталось добавить шестую передачу, и будет просто замечательно.

Итак, зимняя экспедиция на КарынЖарык, с заездом в пески, с длительным доездом по гололеду, стала идеальным полигоном для тестов нового автомобиля УАз Патриот. Делаем выводы, что автомобиль и в стоке идеален для подобного рода путешествий. Мы будем оборудовать такими автомобилями наш экспедиционный парк. Но, для экспедиционника Red Off-Road мы несомненно будем усиливать подвеску — рессорой с 3 или 4 листами либо установим пневму. Для зимних поездок автомобиль получит обогреватель салона Webasto. Ну и, для экономии на топливе, которое, как правило составляет основную часть расходов, планируется установка газа. Расчеты и сравнения показали, что выгода даже за эту поездку составила бы 30%.

Зимний проект Red Off-Road Expedition финишировал: маршрут невероятный, команда потрясающая, график в самый раз чтобы взбодриться перед Новым Годом; конечно же приключения.

Благодарим наших партнеров, компанию Шинсити, благодаря которым этот проект состоялся, и за участие в нем!

Отдельно отметим, что, несмотря на то, что экспедиция заявлена как “зимняя экстремальная”, со сроками возвращения к самому Новому Году, нам пришлось искусственно ограничивать количество участников. Тенденция радует!

Мы запустили календарь проектов на следующий год, его можно найти на нашем сайте red-offroad.ru. Присылайте заявки, пока еще есть места, у нас много интереснейших направлений.

Отчеты с фото о наших прошедших проектах можно найти также на нашем сайте. Также мы приглашаем ваш на наш youtube канал “ДОрогиДорОги”, где начинают появляться фильмы о наших экспедициях. Подписывайтесь, и расскажите о нас друзьям!